Мебельная отрасль относится к традиционно рентабельным. Многолетний опыт мастодонтов индустрии в разных странах мира демонстрирует устойчивый спрос на мебельную продукцию даже в сложные для национальных и мировых экономик времена. Если усреднить данные по доходности, то можно уверенно говорить о сорока процентах годовых.
К аспе
там не в пользу выбора мебельного производства в качестве бизнеса можно отнести обилие предприятий, способных составить конкуренцию. Этого можно избежать подвергнув ситуацию на белорусском мебельном рынке критическому анализу и выбрав перспективную специализацию.
Специализация мебельного производства, как фактор окупаемости
Ориентир на степень востребованности той или иной разновидности мебели на рынке в текущем отрезке времени при принятии решения об открытии мебельного цеха (фабрики) мало информативен, т. к. не дает возможности составить прогноз на перспективу.
Следует иметь в виду, что рассматриваемая производственная ниша уже занята, и быть готовым к серьезной конкуренции, что неизбежно повлияет и на ценообразование, и на маркетинговые затраты.
Чтобы удержаться на рынке, молодому изготовителю мебели придется снижать цены, а расходы на рекламу увеличивать. Предсказать время окупаемости при описанных выше условиях проблематично.
Выходом может стать выбор в пользу производства мебели со стабильно растущим, пусть даже изначально незначительным спросом. В столичном регионе, где покупательская способность населения в среднем выше, чем в регионах, есть смысл развиваться в сегменте создания авторской (дизайнерской) мебели, реставрационных работ, в т. ч. старинных предметов мебели, декоративного оформления.
Если говорить о малых и средних предприятиях, то существенно снижает риск потери инвестиций узкая специализация, которой может быть:
– офисная мебель;
– мебель для медицинских учреждений;
– мебель для учебных заведений;
– кухонная мебель;
– встроенная мебель;
– мебель с кожаным покрытием;
– дачная мебель;
– плетеная мебель из экзотических материалов, бамбука и др.
Один из работающих способов увеличить шансы на быструю окупаемость мебельного предприятия – единовременный запуск двух и более производств различной специализации.
Положительно влияет на сроки окупаемости предоставление сопутствующих услуг по доставке, сборке мебели, и создание удобных для покупателя форм заказа, в частности грамотно оформленного сайта с подробной информацией о товарах и онлайн-конструктора, позволяющего оценить, как предмет мебели будет смотреться в конкретном интерьере.
Факторы расходов и сроки капитализации
При открытии фирмы по производству мебели «с нуля» согласно грамотно составленному бизнес-плану, имеет смысл ожидать выход на прибыль с вложенных средств спустя три месяца.
При расчете потенциального размера инвестиций учету подвергаются следующие основные пункты бизнес-плана:
1) Комплекты выставочной экспозиции (не менее 3-х);
2) Техническое оснащение салона и производственное оборудование;
3) Организация рабочих мест сотрудников;
4) Арендная плата (если помещение салона достается на правах аренды);
5) Расходы на рекламу, включая создание броской вывески для салона;
6) Налоговые отчисления ФОП и ЕНВД;
7) Зарплата и поощрительные отчисления сотрудникам в размере 3 процентов от объема проданной продукции;
8) Обеспечение производства телефонной связью и доступом в Интернет.
Что влияет на покупательский спрос?
Спрос на мебельную продукцию в Беларуси и в Минске в частности величина непостоянная, но он подвергается прогнозированию в зависимости от специализации производства.
Например, для производителей мебели для детских садов и образовательных учреждений будет актуальной информация о планах муниципальных властей на строительство новых жилых комплексов и соответствующей инфраструктуры, включая школы и детские сады.
На рентабельность мебельной отрасли влияют тенденции развития бизнеса в целом и отдельных его составляющих в частности. При существующей устойчивой тенденции к расширению, можно ожидать рост спроса на мебельную продукцию для офисных помещений соответствующей специфики.
Оценить перспективы помогает в т. ч. изучение демографических показателей в городе и конкретном районе, законодательных актов, как уже принятых, так и готовящихся к принятию.
Мебельная фабрика (завод) или малое предприятие?
Мебельная отрасль – пластичная индустрия для бизнеса, где есть место и для крупных фирм, и для изготовителей мебели в малом и среднем сегменте вплоть до индивидуальных предпринимателей.
Ключевой фактор при принятии решения о масштабах бизнес-проекта – размер стартового капитала и наличие-отсутствие рынков сбыта продукции. Последнее критически значимо для фабричной и заводской формы производства. Без перспективных договоров с мебельными магазинами, строительными компаниями и (или) подрядчиками вероятность потерять инвестиции возрастает в разы.
Малое производство на заказ подобного риска лишено, и требует сравнительно небольшого стартового капитала в пределах 15-50 тыс. долларов. К другим его достоинствам относится:
1) быстрая окупаемость при попадании в точку потребностей потребителя;
2) возможность стать фирмой-монополистом;
3) низкие производственные затраты;
4) оперативное реагирование на меняющиеся условия рынка (возможность быстро перепрофилироваться);
5) индивидуальный подход к созданию каждого изделия;
6) потенциал для расширения ассортимента и мощностей производства.
Окупаемость мебельной фабрики при конкурентном рынке занимает несколько лет. Вариант подходящий для собственника с наличествующим объемом инвестиций от 500 тыс. долларов и выше, и готовностью вкладывать средства на этапе «раскрутки» с перспективой на будущую прибыль.
Развитость мебельного рынка здесь идет на пользу бизнесу за счет присутствия большого количества дилеров, организующих сбыт продукции в т. ч. в другие регионы и области Беларуси. Со стороны поставщиков сырья предусмотрены выгодные условия и значительные скидки для оптовых покупателей (крупных изготовителей).
Окупится ли приобретение франшизы в мебельной отрасли?
Крупные мебельные (преимущественно зарубежные) бренды охотно расширяют свою производственную сеть. И белорусский рынок не исключение.
Для инвестора с небольшим опытом ведения бизнеса и мало знакомого со спецификой мебельного сегмента рынка покупка франшизы – выгодный вариант, дающий гарантии окупаемости (у франчайзеров уже есть данные, позволяющие сделать правдоподобный прогноз).
При затратах в среднем от 30 тысяч долларов с учетом паушального взноса франчайзи получает:
– отработанный план ведения бизнеса;
– помощь в собственном обучении, и обучении персонала на головном производстве;
– готовые данные касательно спроса на продукцию и окупаемости предприятия;
– сопровождение филиала франчайзером в течение оговоренного срока (от 1 года и более);
– разрекламированный бренд, что снижает маркетинговые затраты;
– покупательскую аудиторию, знакомую с продукцией торговой марки.
С учетом «вспомогательного бэкграунда» сроки окупаемости сокращаются, а масштабы увеличиваются по сравнению с бизнесом, начатым с нулевой точки отсчета.
Из негативных моментов в открытии франшизы выделяется строгий контроль на всех уровнях производственного процесса со стороны собственника бренда, в т. ч. относительно качества сырья, невозможность произвольно менять бизнес-стратегию в зависимости от требований рынка, ограничение ассортимента товарами одного бренда франчайзера, финансовые условия, регламентирующие для покупателя франшизы сумму собственного (не кредитного) капитала.