Сегодня в Беларуси и России время, когда в экономике надо думать лучше, чем когда-либо. Из-за ухода многих игроков разных рынков у отечественных компаний появилась прекрасная возможность занять освободившиеся ниши. Так что открыть бизнес в санкции при правильной организации дела не только можно, но и нужно. Только надо понимать, какой именно бизнес в период санкций может принести наибольшую прибыль.
В санкционные времена некоторые предприниматели желают изменить местонахождение бизнеса. Есть «перебежчики» в другие направления, для них они более приемлемые в данной ситуации. В этих случаях одним из умных вариантов видится продажа собственного дела через заключение хорошей сделки. Продавец станет обладателем финансов, а покупателю перейдёт готовый бизнес в период санкций. Однако как грамотно определиться с выбором и не «прогореть» в время оформления документации?
Какому бизнесу отдать предпочтение?
Известно, что спрос является родителем предложения. Так что даже в период санкций покупка и реализация готового бизнеса – это плюс и для одной стороны, и для другой. Продавец своё получает за то, что развивал, покупатель становится обладателем действующего механизма, не требующего вывода на рынок с нулевой отметки. У него чёткая цель – не только сохранить успех с прибылью, а и приумножить их.
Но эта сделка должна проводиться с существенной подготовкой – как анализа, так и документального оформления. Сначала же надо определиться с бизнесом, а потом его покупать. К выбору нужно подходить с максимумом внимания.
Вот три рекомендации, мимо которых проходить не стоит:
- дать трезвую оценку перспективам бизнеса. Тут надо себе ответить на такие вопросы: «Пострадал ли бизнес от санкционного давления?», «Существуют ли проблемы, связанные с логистикой и контрагентами?», «Есть ли у данного проекта светлое будущее или нет?», «Как планируемый к покупке бизнес можно усовершенствовать за счёт расширения?». Над данными вопросами должен поразмышлять сам покупатель. Но можно и у продавца поспрашивать;
- надо оценить уровень компетентности покупателя в той сфере, бизнес из которой он желает приобрести. Он должен понять, сумеет ли справиться с приобретаемым бизнесом. И какие шаги из числа дополнительных готов предпринять в случае появления сомнений;
- покупаемый бизнес надо обязательно проверить. До знакомства с продавцом можно перевоплотиться в «тайного покупателя»;
- лучше ознакомиться с отзывами в Инете о владельце бизнеса;
- обязательно узнать, есть ли у хозяина и его компании проблемы с судами и налоговой инспекцией.
По названию компании либо ИП можно узнать, есть ли у компании долговые обязательства (в том числе непогашенные). Если проблем с Законом нет, то моно начинать сделку и думать о варианте передачи бизнеса.
Как можно бизнес передавать?
Согласно законодательству, допускаются два способа передачи бизнеса:
- реализация ста процентов доли в капитале (уставном). Если компанией владеет не один человек (или организация), а минимум двое, то надо заключить столько же договоров. Каждый владелец будет продавать принадлежащую ему долю в отдельном порядке. А покупателю переоформление договоров с контрагентами и работниками делать не стоит. В его владение поступает работающая компания, и что-либо изменять в ней у нового владельца нет права;
- регистрация нового индивидуального предпринимателя либо юридического лица, чтобы можно было передать активы. Предприниматель может продать всё, что имеет отношение к его бизнесу, другому бизнесмену либо юрлицу. Чтобы это сделать, необходим перевод имущества и активов нематериального характера на того, кто покупает этот готовый бизнес в период санкций. В данной ситуации покупателю вменяется переоформление договоров с арендодателем, работниками и организациями-контрагентами.
Тонкости документа
В первом и втором способах передачи бизнеса придётся оформлять договор. Он иногда имеет в себе элементы, характерные для документа купли-продажи, переход обязанностей с правами по имеющимся поставочным договорам, а также документам оказания услуг, аренды и так далее. Это всё стороны регулируют самостоятельно, по обоюдному желанию. Однако есть пункты, присутствие которых – необходимость:
- информация о компании с размером доли в уставном капитале. Либо «инфа» об индивидуальном предпринимателе с перечнем имеющихся активов;
- данные о бизнесе как о предмете заключения договора: какую он сферу представляет, каким производством занимается или что реализовывает;
- «цена вопроса». Сначала бизнес оценивают независимые эксперты, потом проводится инвентаризация с внутренними расчётами. Далее идёт обсуждение результатов между сторонами и оговаривается конечная цена. Её надо в договоре указать;
- сроки оплаты, а также форма, в которой она будет осуществляться;
- гарантии со стороны продавца о том, что долги у компании отсутствуют.
Учитывая санкции, в договоре лучше прописать пункт о них. Они относятся к категории обстоятельств форс-мажорного характера. Однако эту работу надо вести с конкретными определениями: что следует понимать под «санкциями», какой вред бизнесу они способны принести и как надо действовать, если такой форс-мажор наступил. Естественно, что каждый исход негативного характера предугадать нереально. Однако есть основные — логистика, изменения курсов валют и так далее.
Что делать перед заключением договора?
Внимательное его составление — это важная часть сделки по продаже бизнеса в период санкций. Но прежде чем к нему приступить, необходимо выполнить минимум два важных действия:
- надо внимательно подготовить и ещё раз проверить каждый документ. Речь идёт об акте, подготовленном после проведения оценки независимыми экспертами, акте инвентаризации, итоговом бухгалтерском балансе, внутренних расчётах, выписке о том, что у покупаемого предприятия нет долговых обязательств;
- как только перепроверка документации завершена, продавец обязан поставить в известность всех кредиторов о том, что он передает свой бизнес. Можно их письменно уведомить до начала сделочного процесса.
Затем стороны ставят подписи в договоре, заверяют его в нотариальной конторе. На финише идёт оплата.