Выставление на аукцион белорусских озёр и участков рек – дело не новое, с 1996-го года стартует. Но особенно рьяно оно начало «прорастать» в 2000-х годах, когда государство вплотную взялось за наведение порядка в рыбном хозяйстве Беларуси. В законотворчестве оно опирается на Закон, посвящённый охране мира животных и его использованию. Претворять в действие его статьи поручено Минсельхозпроду.
У Закона есть помощник в виде 580-го Указа Главы государства. Он посвящён мер
м по увеличению эффективности работы в охотничьем хозяйстве и деятельности, связанной с рыбой. Документ «вышел в эфир» в 2005-м году. В большинстве белорусских районов местные власти готовы предложить список водоёмов. Например, аренда водоёма в Беларуси может быть для промысловых целей. Или же арендуют водоём у государства, чтобы организовать там платную рыбалку для любителей.С кем говорить по вопросам аренды водоёма у государства?
Ответ до предела простой: обращение по этому вопросу стоит адресовать руководителю районного депутатского корпуса. С ним предстоит заключение договора на аренду водоёма у государства. Но не всегда депутат идёт навстречу потенциальному арендатору. Если он решил отказать, то такое решение принимается только с подробной мотивировочной частью. На обоснование ответа ему даётся месяц максимум.
Аукцион и документы
Без аукциона аренда озера в Беларуси невозможна. Его проведение – условие, которое обойти нельзя. Это делается для обеспечения к водоёму всех, кто пожелает на него попасть. В Беларуси давно разработали схему расположения угодий рыболовного назначения по всем районам Республики Беларусь. Не секрет, что наибольшее их количество расположено в белорусском Поозёрье – на Витебщине (особенно в западной её части). И там около сорока озёр передали на пользование безвозмездного плана национальному парку «Браславские озёра». Есть водоёмы запасного фонда. И это не только в Витебской области, но и в других регионах страны.
В Указе прописаны документы, которые юридическое лицо обязано предоставить в исполнительный комитет либо в Совет депутатов. Это:
- Заявление.
- Проект арендного договора по рыбным угольям.
- Карта-схема угодий с границами, которые надо наносить с использованием масштаба 1 к 50000.
- Обоснование биолого-экономического характера. Его можно заменить рыбоводно-биологической тематикой. Главное — не забыть приложить заключение, выданное государственной экспертизой экологического направления.
Как только юридическое лицо подало заявление, Совет депутатов на сессии принимает решение о назначении аукциона. В Беларуси при каждом районном исполнительном комитете действует комиссия, отвечающая за организацию торгов и их проведение. Она обновляется ежегодно. Комиссией устанавливается начальная стоимость лота и определяются сроки публикации решения по аукциону в местных средствах массовой информации. В публикации указывается время его проведения плюс последний день, когда от юрлиц принимаются заявки на участие.
Как правило, аренда водоёма у государства растягивается лет на десять минимум. Это большой срок. Но арендовать озеро в Беларуси на пару-тройку лет экономически невыгодно. Маленькие по площади водоёмы в один-два гектара в аренду сдаваться не могут — это естественные угодья для рыбной ловли.
Стоимость аренды озера в Беларуси
Десять лет назад проводился аукцион — в аренду сдавалось озеро Секлы Браславского района. На тот момент устроители конкурса сформировали начальную цену в 196 тыс. руб. Откуда взялась эта сумма? Как определяется цена аренды?
Оказывается, на стоимость влияют два основных фактора:
- область нахождения озера или участка реки;
- класс водоёма. Его определяют по рыбам, которые в нём обитают.
Например, если в озере можно поймать леща либо судака, то аренда окажется дороже. Чаще других встречается карась — будет дешевле. Минимальная ставка арендной платы рассчитывается по регионам. Учитываются нормативы максимального вылова. Каждый год ставки уточнятся. За основу берут коэффициент, формирующийся на основе уровня инфляции в сравнении с прошлогодним декабрём. Плата за аренду едина. Но если власти решат, то она может увеличиться до двух раз.
Здесь ещё важно биолого-экономическое обоснование. В нём прописываются лимиты на вылов и квоты. Указывается также, сколько лиц предполагается к промышленному вылову, к охране водоёма. Упоминаются и допустимые варианты ловли рыбы. Даже количество удочек и других рыболовных орудий надо указывать в обосновании. В частности, не допускается использование электроудочек. Ток оказывает плохое влияние на обитающую в озере рыбу и другую живность.
Наказания для арендаторов водоёмов
За соблюдением арендаторами законодательства внимательно наблюдают представители Министерства природы и охраны окружающей среды Беларуси. Можно за нарушения попасть не только на административные штрафы, но и сесть в тюрьму, так как за некоторые из них предусмотрена ответственность по Уголовному кодексу (в частности, если рыболовство было незаконным и масштабным по результатам). Также придётся ответить, если специалисты министерства увидят, что:
- в озере стало меньше обитать видов рыбы;
- за арендный период снизился промысловый запас.
В обоих случаях арендатор будет обязан уплатить в доход государства штраф на нанесённый ущерб. Исключение составляет непреодолимая сила в виде урагана, наводнения, землетрясения или других стихийных ужасов. Размер штрафа определяется с помощью такс. Их устанавливает Глава государства. Это прописано в 580-м Указе.
В Минприроды отмечают, что часто нарушения допускаются арендаторами, когда они пытаются организовать платную любительскую рыбалку. Прежде чем брать плату, надо создать условия для рыбаков-любителей. Ими зачастую оказываются жители прилегающих населённых пунктов, всю жизнь ловившие в водоёме рыбу.
Обязанности арендатора:
- зарыбление водоёма;
- возведение мостиков;
- строительство стоянки для машин (если нужно);
- оборудование комфортных мест для рыбалки.
Однако для большинства «хозяев» аренда водоёма у государства означает взимание абонентской платы с любителей-рыбаков сразу же, ничего для комфорта не сделав. Это не нравится последним, и они приступают к жалобам в исполкомы, комитеты и министерства.
Нюансы расторжения договора
Причин, по которым документ можно расторгнуть, немало. К примеру, арендатор на протяжении года с момента получения водоёма не ведёт на нём рыболовные дела. Как только у него на руках оказалась лицензия, он обязан поставить аншлаги и указать данные с:
- режимом ловли рыбы;
- максимально допустимым количеством килограмм на платной рыбалке;
- стоимостью путёвки;
- другой информацией.
Расторжение арендного договора не находится в компетенции местного депутатского корпуса. Решение Совета сообщается в Минсельхозпрод. Специалисты относящегося к этому ведомству Департамента по мелиорации максимум за четырнадцать дней выносят вердикт.
По данным на июль 2021 года, в Беларуси насчитывалось 85 структур-арендаторов водоёмов (озёр, рек и их участков, водохранилищ, карьеров, прудов) для промыслового лова рыбы и организации платной рыбалки. Всего — 232 объекта без учёта тех, которые предоставлены были в аренду для разведения рыбы (более 540).