Допустим Вы имеете бизнес, который хотите продать в скором времени. Причины могут быть разные: смена рода занятий, приоритетов, города, внезапная потребность в деньгах, конфликты внутри предприятия, большая рыночная конкуренция и другие факторы. В этой статье мы расскажем, как осуществить продажу бизнеса уже сегодня.
До продажи какого-либо товара продавец осуществляет определённые действия, чтобы подготовить и представить всё в наилучшем виде. Для продаваемого бизнеса тоже нужна предпродажная подготовка. Существует небольшая вероятность, что найти покупателя не получится, но здесь имеется и положительный момент: все подготовительные действия улучшат бизнес-процессы, что приведёт к увеличению прибыльности предприятия.
Выбор покупателя
Вначале следует разобраться, кого может заинтересовать бизнес. Проблемой здесь является то, что кому-то Ваше дело может показаться довольно привлекательным, и покупатель будет готов отдать приличные деньги, а другой покупатель предложит копейки. Итак, можно выделить несколько типов потенциальных покупателей.
К первому типу относятся действующие предприниматели, уже знакомые с Вашим бизнесом. Ими могут являться:
- конкуренты;
- предприниматели, которые собираются расширить ассортимент выпускаемых товаров, в чём может помочь Ваш бизнес;
- поставщик материалов, который решил расширить свой бизнес;
- один из сотрудников Вашего предприятия, решивший стать владельцем бизнеса.
Вторым типом являются финансовые инвесторы, которых, в первую очередь, интересует прибыльность Вашего предприятия и вероятность увеличения его стоимости. Большую ценность для них представляет наименьшее время окупаемости вложенных в сделку средств.
Следующий тип покупателей представляют стратегические инвесторы, которые в первую очередь смотрят на технологии, новинки, интересные продукты производства.
Последний тип – случайные покупатели. Например, человек, накопивший огромную сумму денег, решает купить сформированное предприятие.
Подготовка к сделке
Подготавливаясь к продаже бизнеса, важно учесть некоторые нюансы. Узнайте, что предлагают предприниматели из той же сферы на рынках готового бизнеса. Выделите имеющиеся у Вас преимущества. Решите, кого можно считать потенциальным покупателем, исходя из вышеперечисленных типов.
Предприятие, подготавливаемое к продаже, должно отлично выглядеть. Придётся «упаковать» бизнес таким образом, чтобы покупатель сразу обратил внимание на его преимущества, и они же должны затмить все минусы. Но взглянуть на своё дело объективно бывает трудно, и какие-то недостатки Вы можете просто не увидеть, которые свежим взглядом заметит сторонний человек. Здесь лучше получить консультацию профессионального брокера. Он подскажет, как подготовить предприятие к покупке и на что в целом можете рассчитывать.
Далее убедитесь, что для бизнеса имеется вся документация, которая соответствует современным требованиям. Финансовая отчетность должна быть прозрачной, а любые операции подтверждаться прямыми или косвенными фактами. У Вас в наличии обязаны находиться должностные инструкции, а бизнес-процессы представляться в структурированной форме. Любую задолженность перед бюджетными организациями нужно погасить.
Ещё важную роль играет наличие документов и их грамотное составление. Бизнес-план, представленный в школьной тетрадочке, скорее рассмешит покупателя, но никак не вызовет доверие. Но такие же цифры и расчёты воспринимаются совершенно по-другому, если они расписаны в презентабельной форме и основаны на статистике прошлых кварталов и анализа реального рынка.
Каждый предприниматель обязан подготовить пакет из следующих документов:
- бизнес-план, в котором отражается продуманная на многие месяцы, стратегия развития предприятия;
- инвестиционный меморандум – документ, похожий на бизнес-план, но написанный для потенциального покупателя, с учетом его интересов: внутри довольно детально излагаются моменты, которые могут вызвать огромный интерес;
- информационный меморандум – довольно лаконичное, на десять-пятнадцать страниц, описание главных тезисов инвестиционного меморандума, задача которого – также вызвать интерес у потенциального покупателя. Существует и более лаконичная форма – тизер, описывающий сильные стороны Вашего предприятия.
Разберитесь, как охватить наибольшее число потенциальных покупателей, какие способы лучше применять, где находятся Ваши потенциальные покупатели. Организуйте свою рекламную кампанию.
Продажа бизнеса – сложная задача. Можно лишь надеяться, что Ваш труд будет высоко оценён и принесёт хорошие деньги, которые можно будет вложить в новое дело.