Каждый, кто когда-либо продавал или занимался продажей своего дела, сталкивался с оценкой стоимости компании. Оценка бизнеса предприятия – это опреде
ение реальной стоимости предприятия, его акций или доли, с целью обеспечить прибыль владельцу при продаже данного бизнеса.Руководства при оценке бизнеса
Эта процедура подчиняется определенным правилам и принципам. Согласно законодательству, оценщики придерживаются некоторых принципов при определении рыночной стоимости бизнеса для продажи:
- В соответствии с представлениями собственника (принцип полезности, принцип замещения, принцип ожидания, или предвидения).
- По эксплуатации собственности (принцип вклада – прирост активов в целях достижения большей прибыли и принцип сбалансированности).
- В соответствии рыночной среде (конкурентный, принцип НЭИ – обеспечение наивысшей возможной стоимости, принцип соответствия требованиям рынка).
Критерии оценки бизнеса предприятия
В первую очередь обратите внимание на активы предприятия:
- Недвижимое имущество (помещения, принадлежащие компании, их состояние);
- Техника, используемая на предприятии (машины и оборудование);
- Складские запасы (в зависимости от направленности предприятия);
- Финансовые вложения фирмы;
- Нематериальные активы (изобретения, патенты на технологии, товарные знаки, лицензии).
Следует также обратить внимание на показатели статистики работы компании. При продаже бизнеса оценивается его эффективность, отчетные доходы и расчеты о будущих доходах, также перспективы развития и уровень конкурентоспособности на рынке.
Цели процесса оценивания
Чаще всего бизнес подвергается оценке в качестве имущественного комплекса. Оценка стоимости такого предприятия проводится в следующих целях:
- при необходимости продажи без проведения аукциона (конкурса). Включается продажа компании даже в процессе банкротства (экономической несостоятельности);
- при необходимости продажи на торгах (аукционе). Опять же включается продажа бизнеса в процессе экономической несостоятельности (банкротства);
- внесение долей в виде нематериального вклада в основной капитал юридического лица;
- передача в залог (ипотеку) или в доверительное управление;
- процесса наследования, разрешения имущественных споров между сторонами;
- реализация управленческих решений;
- передача в аренду;
- выход (исключение) участника из хозяйственного общества и другие цели, не противоречащие законодательству.
В зависимости от целей оценки выбирается вид стоимости. К видам стоимости, определяемым на основе рыночных методов оценки, относятся:
- рыночная стоимость (наиболее вероятная цена к продаже);
- балансовая стоимость (указывается в отчетности фирмы, это сумма ее активов);
- инвестиционная стоимость (стоимость вложений для конкретного инвестора компании);
- ликвидационная стоимость (сроки продажи ограничены, соответственно стоимость будет ниже рыночной);
- специальная стоимость (любая стоимость, основанная на обговоренных заранее условиях);
- синергетическая стоимость (компонент специальной стоимости, обычно исключающийся при высчитывании рыночной стоимости).
Методика и методы оценки бизнеса
Сейчас разнообразие и число методик для оценки бизнеса только увеличивается. Наиболее распространенным и эффективный способ – сравнительный метод. Проводится комплексный анализ активов и сравниваются результаты оценки вашей компании с компанией-аналогом. В свою очередь существует несколько подходов к данному методу – доходный и рыночный. Доходный имеет меньшую значимость при оценке продаваемого предприятия, а рыночный составляет большее процентное соотношение. Как раз-таки последний осуществляет оценку показателей (в первую очередь, финансовых), в то время как доходный подход подтверждает правильность результата после проведения аналогового соотнесения.
Основополагающим коэффициентом для сравнения является показатель отношения стоимости продаваемой фирмы (price) к её годовому доходу (earning). Отсюда и краткое обозначение термина – Р/Е.
Алгоритм сравнительной оценки бизнеса
- выбрать компанию со схожими общими критериями (отрасль, регион, доходные данные, информация о продукте или услуге). На данном этапе могут возникнуть сложности для держателей малого бизнеса. В отличие от более крупных предприятий для них сложно подыскать аналог фирмы, так как информация о малых предприятиях в закрытом доступе. То же касается и мало публичных организаций и компаний.
- индукция критериев, т.е. сужение круга критериев. Сюда включаются, по большому счету, показатели и статистика предприятия (доля рынка, конкурентоспособность, квалификация работников в управлении, финансовые показатели, перспективы роста предприятия).
- Оценка стоимости бизнеса на основе соответствующего мультипликатора. (Мультипликатор оценки – это соотношение рыночной стоимости к финансовой базе самого предприятия). Существует несколько видов, самым распространенным из которых является интервальный (доходный) мультипликатор. Его суть состоит в оценке стоимости на базе результатов деятельности фирмы. Моментный (балансовый) мультипликатор основывается на показателях компании в соответствии с точной датой оценки (финансы). И отраслевой – отдельный вид мультипликаторов, содержащий специфический критерий для отдельных сфер бизнеса (количество скважин для нефтедобывающей компании).
- заключительным этапом будет корректировка данных, проверка правильности оценки бизнеса и ее соответствие законам и принципам оценки.
Доходный метод оценки
Основывается на доходах предприятия, от которых зависит будущая стоимость продаваемого бизнеса. Соответственно, чем больше доходы, тем выше рыночная стоимость компании или фирмы к продаже. Доходом определяется эффективность бизнеса, материальное состояние его владельца и прибыль. Выделим алгоритм такого метода оценивания:
- оценивание экспертами настоящего положения доходов фирмы; (то есть определяется будущая стоимость бизнеса, которую владелец получит при успешно проведенной работе компании или продаже);
- выявление специалистами экономических рисков, которые связаны с процессом оценки;
- далее приводятся доходы к текущей стоимости (для увеличения рыночной цены бизнеса). Это осуществляется следующими двумя способами: прямая капитализация (чистый годовой доход делится на коэффициент капитализации; подходящий для компаний со стабильным доходом и ростом прибыли, которые наиболее рентабельны и останутся таковыми), дисконтирование предполагаемых денежных поступлений (в основе такого способа определения стоимости состоит в уверенности, что текущая стоимость в будущем будет ниже; учитываются инфляции и экстренные ситуации; эффективность такого метода более высока при оценке крупных бизнесов).
Затратный метод
Еще один подход – затратный метод оценки бизнеса, или, как его еще называют, по понесенным издержкам. Принцип работы такого метода прост и понятен. Применяется зачастую, когда нет стабильности в доходах (компания находится на начальном этапе или же, наоборот, на стадии ликвидации). Основная суть применения такого метода в несоответствии балансовой стоимости активов к рыночной. Таким образом, необходимо подкорректировать баланс. Алгоритм действий затратного метода:
- Сначала следует определить рыночную стоимость каждого из активов отдельно, затем сложить их общую стоимость;
- Далее из общей суммы активов вычесть величину обязательств организации-продавца. Таким образом получаем капитал вашей компании.
Этот метод оценивания бизнеса наиболее эффективный для тех, кто является владельцем земельного участка или незавершенного строительства.
В свою очередь, затратный метод делится на подвиды. Каждый вид имеет свой слегка видоизмененный алгоритм действий:
- через чистые активы. Алгоритм действий сохраняется соответственно общему затратному. Однако следует внести корректировку в бухгалтерский баланс компании.
- через ликвидационную стоимость. Первостепенно рассчитывается стоимость, которую держатель бизнеса получит при ликвидации предприятия и продажи всех активов отдельно. Здесь следует учитывать затраты на демонтирование, на выплату комиссии участникам оценивания, налогообложение на продажу имущества и нескольких других расходов.
Субъективная оценка бизнеса предприятия
Не стоит принимать во внимание только точный подсчет, математические формулы при оценке стоимости бизнеса. С помощью цифр сложно описать некоторые критерии, т.к. в процессе оценивания присутствуют также субъективные условия и факторы. Это время и место осуществления процесса оценки (зависимость от покупательской способности, стимулов или особых интересов покупателя и продавца). Главной задачей такой оценки бизнеса предприятие является прогнозирование интересов покупателей различных сфер и правильная мотивация к покупке. Такой метод оценивания осуществляется на этапе подготовки к продаже (предшествует начальному).
Риски при оценивании бизнеса
Для любого этапа торгового начинания характерно наличие определенных видов рисков. А проведение финансовой оценки для продажи – это не менее сложный и долговременный, чем становление и развитие бизнеса, процесс, обладающий своими особенностями (как вы уже могли убедиться).
Обычно оценку стоимости бизнеса в обязательном порядке предоставляют экспертам, знающим все «подводные камни», которые сталкивались с различными проблемными ситуациями в данном процессе. Малейшая ошибка способна привести к различной величины доле риска. Рассмотрим основную классификацию возможных рисков (по Дж. Кейнсу), которые стоит учесть при оценке бизнеса для продажи:
- предпринимательский риск заключается в непредвиденных убытках, в неполучении ожидаемых средств;
- внутренние риски (производственные, технические, инвестиционные и др.);
- внешние риски (природные, общеэкономические, к примеру, риск изменения стоимости денежной единицы).
Все риски в определенной степени связаны между собой и влекут убытки разной степени ощутимости.
Для наилучшей оценки и прогноза прибыльной продажи личного бизнеса эксперты советуют не придерживаться одного метода оценивания бизнеса, а комбинировать и применять несколько для получения максимально точного результата. Специалисты в сфере рынка готового бизнеса всегда учитывают риски данного процесса и помогут максимально точно провести оценку вашего бизнес-предложения.