Пишите нам на почту

info@bizneskvartal.by

Звоните нам по номеру

+375 (29) 3381000

Изменения в законодательстве для аптечного бизнеса

Изменения в законодательстве для аптечного бизнеса

С выпуском Проекта постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О внесении изменений в постановление Министерства здравоохранения «Об утверждении Надлежащей аптечной практики» для общественного обсуждения возникло немало вопросов. Обсуждение завершилось, вопросы – остались. О чем именно идет речь читайте в настоящей статье.

Исходя из общего правила действия во времени, закон не имеет обратной силы: норма не может применяться к правоотношениям, которые предшествовали вступлению закона в силу. Но из любого правила есть исключения.

Касаются ли новые требования, указанные в постановлении, работающих фармацевтических сетей? Пока неизвестно. Вопрос приобрел особую значимость для предпринимателей-фармацевтов, так как при распространении новых правовых норм на действующий бизнес возникают дополнительные требования. В частности, речь идет об обязательной реконструкции помещения, подборе и обучении персонала и т.д.

Внесение изменений в действующее законодательство имеет неоднозначный характер: одновременно предоставляет новые полномочия владельцу бизнеса и в то же время ужесточает ряд требований. Так, например, вводится обязательное фармацевтическое консультирование (для аптек 1 категории), увеличивается минимальная допустимая площадь аптек (для 4 категории с прежних 15 кв.м. до 30 кв.м., для 5 категории с 15 кв.м. до 25 кв.м.). Такое увеличение площади, с одной стороны, положительно скажется на условиях труда персонала аптеки, но, с другой стороны, создаст трудности для предпринимателей. Если новая редакция постановления вступит в силу, им придется вносить изменения в действующие лицензии для сохранения тех объектов, которые не противоречат новым критериям, но требуют реконструкции. Очевидно, что бизнесменам предстоит закрыть часть аптек и подбирать другие площади для ведения бизнеса, соответствующие новым требованиям закона.

Отметим, что отдельные пункты постановления касаются лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. В частности, п. 7 предусматривает обязательное наличие условий для безбарьерной среды (наличие пандуса с перилами при входе в аптеку). Если же установка пандуса невозможна, необходимо установить устройство для вызова фармацевта. Такой подход важен для развития городской инфраструктуры в целом.

Особого внимания требует рассмотрение новых требований о приобретении статуса аптеки пятой категории. На получение такого статуса может претендовать юридическое лицо, у которого есть аптека 1 или 2 категории, действующая в административном центре того же административного района. Получается, что более 380 компаний, которые работают в розницу и не имеют указанной территориальной структуры, не соответствуют новым требованиям закона.

На практике данное нововведение реализовывается следующим образом. Если в организации есть аптека 5-ой категории, необходимо выбрать одно из следующих действий:

– закрыть аптеку 5 категории;

– изменить категорию аптеки (перевести из 5 во 2);

– открыть новую аптеку 2 категории строго в одном и том же районном центре.

Предлагаю кратко рассмотреть структуру сегодняшнего аптечного бизнеса. Каждая крупная сеть состоит из нескольких юридических лиц. Согласно вышеизложенным новым требованиям, каждое юридическое лицо должно открыть по одной аптеке 2-ой категории в каждом районном центре. Очевидно, что нагрузка на бизнес существенно увеличивается.  С практической точки зрения оперативно открыть аптеки 2-ой категории в каждом административном центре практически невыполнимо. Получается, что предприниматели вынуждены закрывать аптеки 5 категории, так как их работа с учетом новых требований становится незаконной.

Рассмотрим вариант открытия не менее 2 аптек в рамках одного района. Во-первых, это задача трудновыполнима в связи с предъявляемыми требованиями при лицензировании. Во-вторых, необходимо учитывать экономическую нецелесообразность. Также играет роль региональный дефицит фармацевтов с категорией. Целесообразнее трудоустроить специалистов без категории в развивающуюся сеть.

Следующий вариант касается изменения категории аптек с 5 на 2, что в большинстве невозможно реализовать на практике: большинство аптек 5 категории не обладают необходимой площадью и помещениями.

Можно сделать вывод о том, что данное требование не только не улучшает функционирование аптечной сети, но и затрудняет действие принципа доступности лекарственного обеспечения. Если постановление вступит в силу и будет касаться действующих аптек, основная часть аптечных сетей просто перестанет работать в районных центрах и небольших населенных пунктах (г.п. Шарковщина, г. Докшицы). Важно отметить первостепенное предназначение аптек 5 категории: они должны максимально обеспечить население лекарственными средствами в местах наибольшего скопления людей.

Поговорим о последствиях принятия постановления, которые носят многогранный характер. Они связаны и с ухудшением лекарственного обеспечения, и с отсутствием конкуренции, с потерей рабочей мест, с отсутствием развития уровня обслуживания и т.д. Если выражаться в цифрах, речь идет о неминуемом закрытии около 40 % частных аптек.

Негативные последствия имеет и вынужденное оперативное открытие дополнительных аптек в районном центре. Возникнет ажиотаж среди желающих открыть новый аптечный пункт, рост арендной платы за помещение, искусственное увеличение заработной платы фармацевтов, которые соответствуют требованиям для работы в аптеках 2 категории. Данные факторы могут стать первопричиной неизбежного банкротства.

ВЫВОДЫ:

С одной стороны, новые требования направлены на повышение качества обслуживания, а значит должны положительно повлиять на положение потребителя. С другой стороны, предпринимателям предстоит полностью пересмотреть стратегию ведения фармацевтического бизнеса. Принятие постановления приведет к закрытию части объектов, а значит к неизбежным финансовым потерям. Бизнесменам необходимо время, для того, чтобы просчитать риски и привести работу торговых объектов в соответствии с новыми требованиями. Владельцы аптечных сетей должны решить, насколько целесообразным станет ведение бизнеса в районах, найти подходящее помещение и подобрать персонал при открытии аптек 2 категории. В противном случае предпринимателям предстоит продумать оптимальную схему по закрытию аптечных пунктов, которые не смогут функционировать в новых условиях.

ОБРАЗОВАНИЕ:
Закончила Белорусский государственный университет по специальности «Правоведение». Основная область интересов лежит в сфере правового регулирования хозяйственной деятельности предприятий, закономерностей рынка купли-продажи готового бизнеса и тенденций развития бизнеса в странах СНГ.

О РЫНКЕ ГОТОВОГО БИЗНЕСА:
Идеальные бизнесы в продаже встречаются редко, но стоит понимать, что даже убыточный бизнес можно вывести в плюс. В то же время при неграмотном подходе даже самый прибыльный бизнес можно сделать убыточным в кратчайшие сроки.
Заранее нужно учесть все негативные стороны, провести проверку и выстроить стратегию по улучшению бизнеса и минимизации лишних расходов – в таком случае успех Вам гарантирован.
Главные сотрудники, работающие с клиентами напрямую – это бизнес-брокеры, которые помогают с подбором подходящего для Вас бизнеса.
Кристина грамотно оценит ваши предпочтения и возможности и предложит самые подходящие варианты.
Обращаясь в компанию Бизнес квартал, будьте уверены, что получите бизнес-брокера, профессионала своего дела, а также специалиста, который просто по-человечески готов Вам помочь.

О СЕБЕ:
Люблю читать современную бизнес литературу. Занимаюсь постоянным саморазвитием. Среди спортивных активностей предпочитаю велосипед, плавание и йогу.

0 0 голос
Article Rating
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

VIP предложения

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x