Пишите нам на почту

info@bizneskvartal.by

Звоните нам по номеру

+375 (29) 3381000

Как грамотно продать компанию

Как грамотно продать компанию

Что нужно сделать, чтобы грамотно заключить договор купли продажи ООО и продать готовый бизнес, какие документы понадобятся, и как разрешить конфликт собственников, когда один не собирается продавать личную долю.

На вопросы отвечает партнер компании Бизнес Квартал – Зазерская Светлана Александровна (руководитель юридической компании МК-Правовые технологии).

 «Если рассматривать покупку бизнеса и его продажу, как юридический процесс – это выгодная для всех участников сделка, главная цель которой – получение прибыли. Однако при заключении договоров, покупатель чаще всего подвержен рискам, поэтому у него и возникает много вопросов.

И всё же сделка является хорошим способом делового оборота, при грамотном использовании которого можно удовлетворить интересы, преследуемые участниками. Причём требуются определенные опыт и знания, чтобы подготовиться и провести успешное сопровождение сделки».

На практике продажа бизнеса (компании) осуществляется через реализацию доли (акций) в уставном капитале фирмы, поскольку данный метод весьма удобен и распространен. Ещё готовый бизнес можно продать, как имущественный комплекс, для чего потребуется немало времени и финансовых ресурсов. Так что, если нужно совершить продажу унитарного предприятия, его стараются реорганизовать в ООО (общество с ограниченной ответственностью с одним учредителем), а в дальнейшем просто продают акции ООО».

– Хорошо, а как быть в ситуациях, когда собственником бизнеса является индивидуальный предприниматель? Что нужно делать?

– Самое важное, что необходимо помнить, ИП – это один конкретный человек, занимающийся коммерческой деятельностью и отвечающий по долгам личным имуществом. Так что просто продать ИП предприниматель не может.

По факту он продаёт налаженную бизнес-систему, которая имеет базу клиентов, постоянных поставщиков, рекламные кампании, работающее оборудование и прочие субъекты целевой деятельности. Самым хорошим способом продажи бизнеса ИП является создание юридического лица, к примеру ООО, с последующим переоформлением на него всех активов.

 

– Когда кто-то продаёт бизнес и передаёт имущество, каким обременениям следует уделять внимание? Как быть с арендой, залогом и прочим?

– Насчёт аренды: когда Вы продаёте бизнес, арендодатель остаётся прежним и естественно права и интересы арендатора здесь не затрагиваются, поэтому вопроса о перезаключении договора аренды быть не должно.

Насчёт понятия «предварительного договора аренды», то оно применяется в ситуациях, когда на долгое время откладывается заключение договора аренды нежилого или строящегося помещения, или требуется написание образца, чтобы согласовать положительные и отрицательные стороны предстоящей сделки.

Гражданский Кодекс РБ предусматривает возможность заключения подобного договора (ст. 399 ГК). В п.8 постановления Пленума № 1 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из арендных правоотношений». Здесь описывается, что предметом предварительного договора аренды является обязательство сторон по заключению в будущем основного договора аренды. Предварительный договор аренды оформляется в письменном виде и обязан содержать условия, которые позволяют установить предмет и другие существенные условия главного договора аренды, поскольку при их отсутствии предварительный договор считается незаключенным.

 

– Проверку каких документов нужно осуществлять перед заключением сделки?

Дабы не иметь «сюрпризов» и максимально уменьшить риски, покупателю требуется проверить:

  • учредительные документы фирмы и протоколы заседаний высших органов управления общества, поскольку данные документы расскажут обо всех решениях, которые принимались предприятием. К примеру, фирма когда-то приняла решение о внесении изменений в устав по причине смены состава учредителей, поскольку произошла продажа доли новому учредителю. Тогда следует проверить порядок отчуждения этой доли, и было ли соблюдено право других учредителей на преимущественное право покупки доли и т.д.;

Кейс 1Некое физическое лицо купило бизнес (100% доли в ООО) и инвестировало в компанию солидный капитал, но через некоторое время бывший участник предъявил к организации иск о признании недействительным решения общего собрания бывших учредителей, на основании которого данное лицо было исключено из состава учредителей за неоплату капитального фонда. В результате в учредительные документы фирмы внеслись изменения, касающихся состава учредителей. Экономический суд рассмотрел дело и признал решение общего собрания учредителей недействительным, что привело к восстановлению в правах бывшего учредителя.

Кейс 2: Учредитель ООО, который когда-то купил свою долю у прошлого учредителя на условиях перехода права собственности на долю к продавцу с момента уплаты 100% средств, теперь продал бизнес новому участнику. У покупателя бизнеса не появилось сомнений в правоспособности продавца. Но дальше выяснилось, что по причине неоплаты 100%, доля в ООО так и не перешла продавцу бизнеса от прошлого учредителя, из-за чего участник не мог осуществить продажу доли. Новый собственник вместо того, чтобы развивать приобретенное предприятия, будет отвечать в экономическом суде, инициированном учредителем-предшественником, что заберёт много времени и средств для стабилизации ситуации и разрешения конфликта.

  • трудовые договоры, в которых нас интересуют сроки, условия оплаты труда, возможности досрочного расторжения контракта и прочее. На практике существует понятие «золотой парашют», которое означает компенсацию, выплачиваемую руководителям фирмы, когда их увольняют. В такой ситуации собственник, решивший уволить прошлого сотрудника и привести в фирму нового, будет вынужден понести финансовые расходы;

Кейс: Некое физическое лицо купило бизнес и спустя два месяца сделало вывод, что ему не нравится морально-деловые качества руководителя организации. Однако этого недостаточно для расторжения контракта по инициативе нанимателя. Изучив контракт, собственник понял, что в нём не прописаны условия о компенсационных выплатах при прекращении трудовых отношений по инициативе нового владельца. По этой причине собственник вновь приобретенного бизнеса был вынужден приложить много усилий для замены руководителя.

  • хозяйственные договоры и документы, которые подтверждают исполнение договорных обязательств, подписанные обеими сторонами акты выполненных работ, оказанных услуг, акты сверок; меры, которые предпринимаются для взыскания кредиторской задолженности, соблюдения валютного законодательства требованиям регистрации, обеспечения поступления платежей в пределах внешних экономических контрактов.

Кейс: дебитор имел обязательства по одному из крупных контрактов, которые обеспечивались залогом или товаром в обороте. Изучив документы на стадии покупки бизнеса, покупатель не увидел никаких «подводных камней», но позже открылось, что после покупки бизнеса залог был потерян, а обязательство, которое было принято в числе активов, нельзя исполнить без обращения взыскания на залог. Из этого следует, что простого анализа документов бывает недостаточно. Следует сверять фактическое наличие не только активов, но и имущества, которое обеспечивает обязательства контрагентов.

При купле-продаже бизнеса довольно важным является блок вопросов, которые касаются контрагентов и базы клиентов. На практике, заключая договор купли-продажи, участники сделки предваряют проведение финансового и правового аудита продаваемого предприятия. Замечу, что грамотный аудит способен не просто уменьшить цену бизнеса, но и защитить покупателя от вероятных рисков и будущих убытков.

 

– А что насчёт налогообложения?

– В соответствии с пунктом 1.1 ст.153 Налогового кодекса (далее – НК) доходы, полученные физическими лицами, являющимися резидентами Республики Беларусь, от источников в РБ признаются объектом обложения подоходным налогом. По этой причине, осуществляя продажу предприятия любым вышеописанным способом, физическое лицо должно уплачивать подоходный налог по ставке 13% (п.1 ст.173 НК).

Однако существуют некоторые налоговые льготы (п.2.25 и 2.25-2 НК). Например, не могут быть объектом налогообложения вклады участника в уставный фонд или расходы, которые связаны с покупкой продавцом доли или предприятия у предыдущего собственника (этот имущественный налоговый вычет предоставляется налоговым органом при подаче декларации, а не налоговым агентом).

Для оптимизации затрат, уменьшении численности сотрудников, реструктуризации кредиторской задолженности, увеличения активов и повышения кредитоспособности, правильней будет использовать правовой механизм, который носит название реорганизация бизнеса. Она также способна решить вопросы изменения состава учредителей, замены стороны в гражданских, налоговых обязательствах, приостановить исполнительные действия, обеспечить переход ответственности с одного лица на другое.

Реорганизация даёт возможность разрешить вопросы перехода права собственности на активы между организациями без возникновения объекта налогообложения (без уплаты налога на прибыль и НДС).

– Как быть, когда интересы двух и более владельцев не совпадают? Например, один желает продать собственную долю в предприятии, а второй категорически отказывается?

– Подобный конфликтный вопрос решается очень просто. Законодательство и устав ООО указывают порядок реализации преимущественного права покупки доли учредителя в уставном фонде. Если имеется желание отчуждения доли третьему лицу, следует сначала предложить долю учредителям ООО и после отказа от покупки, доли может приобрести третье лицо.

В реальности продажа бизнеса по предварительному договору происходит не так часто. Сам институт предварительного договора регулируется Гражданским Кодексом РБ (ГК РБ). Касательно сроков заметим, что в пункте 4 ст. 399 ГК РБ указывается, что в предварительном договоре обязательно прописывается срок, за который участники сделки должны составить и подписать главный договор. Когда такого срока нет, главный договор должен быть заключён не позднее двенадцати месяцев с момента составления и подписания предварительного договора.  Проблему принуждения к закрытию сделки (заключения главного договора), можно решить в судебном порядке с применением соответствующего способа защиты нарушенного права.

Скажу больше, учитывая, что в соответствии с пунктом 4 ст. 415 ГК РБ, участник, который безосновательно уклоняется от подписания договора, обязан возместить другому участнику возникшие убытки.

– Какими инструментами обеспечивается исполнение договорных условий заключённой сделки?

– Существуют разные способы, которые гарантируют исполнение обязательств: уплата неустойки, залог и прочие, описанные в пункте 1 ст. 310 ГК. Список обязательств, подлежащих исполнению, не является полным, а это даёт право участникам соблюдать исполнение обязательств способами, которые не предусматриваются законодательством, включая обеспечительный платеж. Он очень похож на прочие способы и юридические конструкции: залог, аванс. Но есть разница.

Залог отличается от обеспечительного платежа тем, что в качестве обеспечительного платежа можно вносить акции, облигации и прочие ценные бумаги или вещи, которые определяются родовыми признаками, подлежат передаче по обеспечиваемому обязательству. Предметом залога, на практике, является имущество, которое не является предметом исполнения по обеспечиваемому обязательству. Если аванс можно вносить для оплаты работ, стоимости товара или услуг, обеспечительный платеж используется для покрытия вероятных и дополнительных или просто не предопределённых денежных обязательств одной из сторон договора.

Участники делового оборота прописывают условие об обеспечительном платеже в тексте главного договора, обязательства по которому данный платеж призван обеспечить. Возможность хранения обеспечительного платежа в депозите нотариуса белорусское законодательство не предусматривает, но он прорабатывается. Вероятно, в недалёком будущем это станет возможным одновременно или после введения норм в ГК РБ, которые регулируют институт обеспечительного платежа.

Так что, если хотите продать ООО или любой другой бизнес, знайте, что это задача трудоёмкая, и подходить к ней нужно очень ответственно и осознанно.

VIP предложения