Люди постоянно задаются вопросом, как можно без посредников проверить выставленный на продажу бизнес, как безопасно заключить сделку, и в данной статье мы постарае
мся разобраться в этом. Рассмотрим, какие документы запрашивать, как должен выглядеть договор аренды, до того, как совершить покупку.Осматриваем помещения
Начните проверку с аренды помещения. Для многих расположение предприятия играет важную роль, тем более что найти новое место за короткое время часто бывает сложно, а иногда и нереально.
При приобретении юридического лица, с уже действующим договором аренды, необходимо провести аудит договора аренды и исключить все риски его расторжения со стороны собственника помещения. Проверить своевременность оплаты аренды и коммунальных платежей, наличие текущей задолженности. Когда Вы перезаключите договор аренды на собственное юридическое лицо или ИП, то возникает ситуация, к которой нужно быть заранее подготовленным. При покупке готового бизнеса, заключая новый договор или соглашение о смене арендатора, следует:
- сделать запрос сведений об имеющейся задолженности по арендной плате и коммунальным платежам;
- сделать запрос правоустанавливающих документов арендуемого помещения;
- совершить проверку права арендатора сдавать помещение в субаренду, когда имеется такая возможность: в главном договоре аренды или дополнительном соглашении должно прописываться условие, что арендодатель позволяет арендатору сдавать помещение в субаренду;
- в случае, когда у помещения есть два и более собственника – от каждого получить письменное разрешение на сдачу в аренду;
- получить согласие арендодателя на заключение нового договора, в обязательном порядке встретиться с арендодателем;
- согласовать условия заключения нового договора аренды.
Составляя договор аренды, важно проверить условия:
- продления договора;
- прекращения договора: в ситуации прекращения договора при нормальных условиях;
- изменения арендной ставки;
- расторжения договора: в ситуации прекращения договора из-за конфликта;
Арендатор и Арендодатель обязаны в разумных пределах нести симметричную ответственность.
Проверка техники и мебели
Для оценки активов готового бизнеса, даже не обладая определёнными знаниями, можно проделать несколько простых операций:
- Запросить документы на технику и оборудование: договоры подряда и купли-продажи. На мелкие и дешёвые предметы, бытовую технику, вероятно, никаких бумаг не сохранится, и они не обязательны. Однако Вы обязаны знать, каким образом и по какой цене продавец стал владельцем оборудования и мебели, стоимость которых свыше 500 рублей.
- Узнать, не является ли арендодатель владельцем какого-нибудь оборудования, мебели и прочих предметов. Это важный шаг при проверке оборудования. Лучше уточните это у арендодателя при личной встрече. Продавец бизнеса может по невнимательности или намеренно вписать в договор купли-продажи вещи, которыми он не владеет. Из-за этого у Вас будут серьёзные проблемы.
- Запросить технические паспорта и сопроводительные документы на сложное оборудование. При отсутствии оригинальных документов, попросите продавца взять копии у производителя.
- Осмотреть и проверить состояние оборудования, лично или с помощью доверенного лица.
- Во время проверки запустить-выключить всю технику не один раз и оценить её работу в нормальном режиме спустя 10-15 минут после включения. При наличии неисправностей – сразу обговариваете с продавцом время ремонта/устранения неполадок или поиска замены техники.
- Не принимать технику и мебель, которые по каким-либо причинам невозможно осмотреть. К примеру, на предприятии пропало электричество, рабочий кабинет с оборудованием занят клиентом или ещё какие-то объективные препятствия. Проведите проверку всего остального и организуйте еще одну встречу. После подписания инвентаризационных актов или актов приема-передачи, предъявить продавцу претензии будет трудно.
Итак, мы рассмотрели некоторые способы проверки готового бизнеса и его важных активов – ключевых для каждого предприятия. Естественно, в зависимости от вида предприятия, это не полный список, и он может дополняться.